![]() |
![]() |
Исландские «фишки» |
![]() |
Российские туристические сайты содержат абсолютно одинаковый набор сведений о стране, большая часть которых уже давно перешла в разряд мифов. Проверить и обновить информацию сил, видимо, нет. Ничего, сейчас я все расскажу:).
Итак, начнем с былей и не былей
1. В Исландии есть только одна асфальтированная дорога – кольцевая №1. Гон. Во-первых, не вся кольцевая заасфальтирована:). Во-вторых, второстепенных асфальтовых шоссе предостаточно. Вообще все дороги в стране делятся на несколько типов:
асфальтовые – годятся для любого вида транспорта, для байка не интересны. Использовались нами при отсутствии объездов по грунту.
грунтовые «для надежных машин» - подходят даже для легковушек с коробкой «автомат», легко проезжаются на веле.
грунтовые «для внедорожников» – легковые автомобили отдыхают, зато любой 4х4, даже «паркетный» проедет без особых проблем. Иногда попадаются песчаные участки по 5-10 метров, где вел приходится катить (песка там по щиколотку), маленькие крутые подъемы, засыпанные булыжниками, куда можно въехать, немного поднапрягшись, и броды, которые легко переехать, слегка забрызгав тапки.
грунтовые «для специально подготовленных внедорожников» – самые интересные дороги, местами это просто колея в пустыне, местами нагромождение камней разной величины, местами такая мощная «гребенка», что зубы из лунок выскакивают (а чем байк не «специально подготовленный внедорожник»?:)) На таких тропах бродов не избежать, а иногда колея и вовсе идет по руслу реки. Перед серьезными бродами висит большой знак-плакат на двух языках (исландский и английский): «Внимание, брод! Как его пересечь?» Далее следует список советов по технике безопасности. Больше всего меня порадовал пункт №1: «Где переезжать реку? А кто его знает, постоянного места нет, ищите»:). Прогулки по воде с велосипедом в обнимку - самое главное развлечение для велотуриста:).
Как я уже говорила, броды бывают трех типов:
Как пересечь реку – советы байкерам (Внимание! Речь идет только о бродах, проверенных на собственном опыте по ходу нашего маршрута, не требующих дополнительных приспособлений типа веревки. Это не относится к бродам вообще. Короче, думайте головой, прежде чем лезть в реку!)
1. Настоятельно рекомендую одевать сандалии, если вы не склонны к мазохизму. Камни острые, вода холодная. Мы тестировали обувку от трех производителей: треккинговые сандалии «Ecco» и «Columbia» зарекомендовали себя отлично. Макс мучился в городской модели «Kelme»: липучки размокали и отстегивались в самый неподходящий момент. Полосатенький отчаянно балансировал на одной ноге, вцепившись одной рукой в вещи, а второй пытался зафиксировать застежки:).
2. Даже если вы едете в насквозь мокрой обуви, не надо шлепать в ней через реку с воплями “А нам все равно”. Пара переходов, и ноги перестанут ощущать что-либо надолго. Или переодевайте сандалии, или, в крайнем случае, идите босиком.
3. Тряпка для вытирания ног – незаменимая вещь, особенно в сухую погоду.
4. Переходите реку по перекатам – там мельче. Выпустите на разведку наименее ценного члена экипажа для более подробного изучения речного русла:).
5. Перед бродом не поленитесь посмотреть, куда потом идет дорога. Если она пересекает реку несколько раз и в итоге выходит на вашу же сторону, проще пробиваться по своему берегу. Сэкономите силы и время.
Вообще вся эта катавасия с переходами рек сильно замедляет темпы движения, зато впечатлений получите уйму:).
Самая экстремальная дорога идет вдоль ледника Tungnafellsjokull (5-км отрезок F26 и 23-км F910). О ней поведал наш исландский друг Дарри. Серию бродов на одном из участков надо пересекать с утра по раньше, пока не начал подтаивать ледник. Если машина прочно села, лебедки нет, помочь некому - спасайте всё, что сможете. Расположившись с пожитками на сухом месте, можете понаблюдать, как потоки воды с песком заносят вашу тачку. Ложитесь спать пораньше. Как только рассветет, бегите с лопатой к реке и ищете свой джип по бугорку в песке. Копайте быстро, очень быстро, иначе на следующий день вы не найдете машину вообще. Дарри ездил по этой супер-трассе на байке. Ездил – не совсем правильно: 28 км они катили велосипеды по песчаной каше. Если повезет, и пойдет дождь, то эту дистанцию можно сократить до 20 км – по мокрому песку проще ехать. С собой нужно тащить запас воды как минимум на два дня, т.к. в ледниковых потоках 80% составляет песок. Что самое интересное, изначально мы собирались ехать по этой дороге, поскольку еще не имели представления о бродах и всех вытекающих из этого последствиях. В середине похода мы поняли, что F26 и озеро Миватн остаются на следующий раз. Мы наверняка успеем пересечь пустыню до 23 августа, таща с собой 4-5-дневный запас еды и питья (там нет ничего, ни заправок, ни хижин, ВООБЩЕ НИЧЕГО, кроме вулканического песка, ледника и рек). Но в этом случае самолет улетит без нас:).
№2. В Исландии нет пива, его продажа запрещена законом. Гон. 1 марта 1989 года (этот день приравнен к неофициальному государственному празднику) были сняты все ограничения на импорт, продажу, изготовление и потребление пива. Однако, не спешите радоваться. В барах (если найдете бар) продается все, что угодно: от местного Viking до традиционного в любой стране Guinness. Цена 0,5 литра от 300 крон (местное пиво) до 600 крон (ирландские сорта). В супермаркетах и на заправках тоже есть "пиво" 2,2% крепости, на котором честно написано “Light”. В пивных секциях продается еще один слабоалкогольный напиток такой же крепости. В его названии всегда присутствует слово Malt (солод). По вкусу это напоминает мерзкий, приторный квас. Увидев Malt в первый раз, мы решили, что это темное пиво («алкогольная» глава из путеводителя начисто вылетела из наших голов). Хорошо, что купили всего 2 банки на троих. Выпили с трудом, и решили временно прекратить эксперименты с традиционным исландским алкоголем.
№3. В Исландии нет собственной армии. Правда на половину. В Кефлавике на огромной территории расположена база НАТО – пока это единственные вооруженные силы на острове. История ее появления достаточно интересна. Много лет назад американцы обратились к исландскому правительству с просьбой разрешить им использование ангаров и аэродрома, оставшихся от британцев со времен Второй мировой войны, для дозаправки своих самолетов. Исландия дала добро, и через несколько месяцев америкосы отгрохали огромную базу, которой пользуются и по сей день. Исландцы до сих пор не решили, стоит ли воспринимать это как вторжение?:). Но самая главная хохма заключается не в этом. Исландия собирается выдворить натовцев со своей территории и создать собственную армию в количестве 500-1000 человек. Мы долго обсуждали этот проект. Какие это будут войска? Морская пехота? Что-то типа береговой охраны? Но у исландцев есть береговая служба. В основном они занимаются тем, что прыгают над морем с парашютом в свое удовольствие:). Где они будут проходить обучение? Где взять командный состав? Нанять или отправить особо одаренных в какой-нибудь Вест пойнт? Короче, глумились мы над будущей исландской армией не один вечер:).
№4. В Исландии не работают сотовые телефоны стандарта GSM. Гон. Уже несколько лет как работают. Зона покрытия пока меньше, чем у основного NMT-450, но в городах и их пригородах, на вулкане Гекла и еще кое-где связь работает стабильно. У «Билайн» большие проблемы с роумингом, «МТС» работает отлично, выбирая по умолчанию «IceTel». Влад каждый день менял карточки в своем телефоне, в надежде, что «Пчелайн» заработает. Наконец, в день отъезда из Исландии он получил долгожданное сообщение: «Билайн приветствует вас в сети Landsimmin»:). Самый экономичный вариант – купить GSM prepaid карту местного сотового оператора и карточку IP-телефонии. Междугородние звонки будут стоить очень дешево, а местные обойдутся чуть ли не задаром. Мы так и сделали, т.к. Владик, как обычно, пообещал совету директоров руководить заводом по телефону. Поскольку все расходы на связь ему благополучно оплатили по возвращению, мы активно пользовались телефоном для звонков внутри страны.
№5. В Исландии нет змей, ящериц и железных дорог. Истинная правда.
![]() |
![]() |