31.07-1.08 Москва – Кефлавик

Эпиграф:

"Гм, неужели ты думаешь, невежда, что до Исландии так  легко  доехать?"

Ж. Верн, "Путешествие к центру земли".

Поезд уходил около часа ночи, поэтому времени на окончательные сборы было предостаточно. Собака поехала к моей бабуле, морские свинки и цветочки остались под присмотром маман (с каждым годом количество живности в нашем логове увеличивается:)). В 10 вечера мы выехали из дома в сторону Курского вокзала своим ходом. Докатили за час (ехать около 20 км). Помимо остановок на светофорах, пару раз пришлось возвращаться и подбирать остатки красного фонаря Макса (более дебильной конструкции я не видела). Как обычно, на Ленинградском вокзале было не протолкнуться. Мы нашли свободный угол и начали разбирать велики. Вскоре появился Влад, которого сопровождала Ленка с пакетом забытых им вещей. С проводниками проблем не было, с соседями по купе тоже. Несмотря на то, что билеты «туда» удалось купить только на боковые места, никто не возражал против закидывания нашего барахла на третьи полки. Поскольку всем хотелось спать, мы не стали терять время даром и быстренько забились по своим местам. В 8.30 утра прибыли в славный город Питер, привели велосипеды в рабочее состояние и были готовы ехать в аэропорт. Накануне я поспрашивала питерских байкеров – Надю (Mousen) и Сашу Боровского, как быстрее и лучше доехать до Пулково. Надя попыталась зарубить нашу поездку на корню, и присоветовала добираться по какой-то несуществующей грунтовке, до которой нужно было трястись на поезде пару часов:). Саша велел нам не мучаться дурью и ехать электричкой от Балтийского вокзала до станции Аэропорт, а там немного своим ходом. Знали бы мы, что до Пулково от Московского вокзала всего 15 км, не стали бы связываться с электричками вообще. Влад возомнил себя знатоком Питера, т.к. несколько раз ездил сюда зимой на какие-то мифические «семинары». Хорошо, что я спросила дорогу у таксистов, прежде чем ехать за Владиком. Конечно же, он пытался отправить нас в противоположную сторону («надо ехать по Невскому, пока он не кончится». Не знаю, сколько бы мы так ездили:)). Балтийский вокзал нашелся на удивление быстро. Прежде чем брать билеты, мы решили чего-нибудь съесть. Все окрестные кафешки были закрыты, пришлось идти в ближайший магазин. О, что это был за магазин! Мы снова вернулись в советское детство:). По-моему, там ничего не менялось последние лет 50. Все те же отделы (каждый со своим продавцом) с вывесками «Бакалея», «Соки-воды» и пр., маленький кафетерий с круглыми столиками, та же летняя духота (кондиционеры отсутствовали как класс), та же неторопливость в обслуживании покупателей. «Девушка, продайте нам пачку сахара, пожалуйста. Мы здесь уже полчаса стоим» - умоляли двое рабочих. «Не могу, - отвечала продавщица, - я не из этого отдела. Ждите». Так они препирались еще минут 20, пока не пришел «нужный» продавец - мадам с пышными формами. Конечно же, она была недовольна, что какие-то покупатели оторвали ее от разговора по телефону. За всем этим мы наблюдали, пристроившись за столом с пирожными, йогуртами и колбасой:). Влад категорически отказался торчать в духоте и караулил велики на улице. Да, питерские цены на еду оказались выше московских, что меня крайне удивило. Макс в ностальгическом трансе перевернул мой стакан с колой, так что пришлось просить тряпку и вытирать стол. Набив утробу, мы перебрались на вокзал, где выяснили, что электрички нам ждать 40 мин. Ребята начали бухтеть, что я плохо собирала информацию накануне поездки: надо было разузнать все про возможность добраться своим ходом. Признаться, мне и в голову не пришло, что аэропорт может быть довольно близко к городу. Решили ждать поезда и ехать, а на обратном пути попробовать альтернативные варианты. Пятнадцать минут путешествия на электричке были довольно утомительными: многочисленные «коробейники», продающие все подряд, просто достали. Из-за них мы с трудом выбрались на перрон на нашей остановке. Аэропорт виднелся невдалеке, километрах в 1,5 от станции. Для аэропорта международного класса Пулково выглядит, мягко скажем, скромно. В здании аэровокзала было тихо и пустынно, т.к. мы приехали довольно рано. На всякий случай я спросила в окошке SAS, надо ли нам разбирать велосипеды. К сожалению, да. Мы подъели все, что осталось от завтрака, упаковали байки в чехлы и переоделись в обычное облачение – таскаться в велоформе по Копенгагену не хочется. Памятуя, что сдать в багаж можно только 20 кг, переложили часть вещей в рюкзаки-«захребетники». Владу пришлось таскать 20 пакетов супов, запасную покрышку, педали и велотапки:). Максу предстояло носить среди прочего водку Red Army в бутылке из толстенного стекла в виде снаряда:). И это было только начало его карьеры в виде хранителя подарка для исландца Дарри, который делал нам приглашения. Постоянное оборачивание бесценного груза в сорок слоев газеты и несколько пакетов, причитания над упавшим рюкзаком, каждодневный осмотр («не разбилась ли?») – стало неотъемлемой частью Максового отдыха:). Мы с Владом иногда втайне мечтали, чтобы проклятая бутылка, наконец, отправилась к божественным предкам, т.к. не очень-то надеялись на встречу с Дарри. Последние 10 дней Макс не мог с ним связаться ни по почте, ни по телефону. Мы знали только его фамилию и тот факт, что Дарри посещает велоклуб г. Рейкьявика по вторникам. По мнению Макса, этого более чем достаточно, чтобы найти человека в Исландии:). Так и оказалось, но об этом в свое время. Когда мы расправились со всеми переупаковками, объявили регистрацию на наш рейс. Сначала надо было пройти контроль безопасности и таможню. К своему ужасу мы увидели толпу итальянцев, оккупировавших оба коридора для пассажиров эконом-класса. Они все пребывали, и прибывали, с кучей вещей и детей, при этом лезли напролом, как тараканы. Какой-то немец пытался призвать их к порядку («давайте организованно встанем в очередь, тогда дело пойдет быстрее»), но его старания пропали втуне. То ли они не слушали, то ли не знали английского (что наиболее вероятно). После этого немец стал жаловаться по-русски (почти без акцента), что он уже 15 лет работает в России, и бардак здесь не переведется никогда. Уж не знаю, что подействовало на сотрудников аэропорта: пламенные речи германца или черепашьи темпы продвижения пассажиров к стойкам регистрации, но нас стали запускать через воротца «для VIP-пассажиров». Сотрудникам SAS было наплевать на велосипеды, на перевес в пару килограмм, им явно было не до того. Мы без проблем получили по паре посадочных талонов, прошли все остальные контроли и перебрались в магазин дьюти-фри, где Владик купил 400г шоколадку Nestle на черный день. Более нас ничего не прельстило. Макс разжился пачкой бесплатных газет, и время до посадки в самолет мы коротали за чтением. Полет был ничем не примечательным. Ребята долго возмущались отвратительным с их точки зрения завтраком – холодным сэндвичем и маленькой шоколадкой. «От SAS мы не ожидали такого», - квохтали они. Ужасные люди:). Что за проблема, поедим в Дании в свое удовольствие. Сзади нас сидели два тинэйджера с мамой, которые отлично говорили на двух языках (датском и русском). Некоторое время мы обсуждали их лингвистические успехи, пока не поняли, что с русской мамой и датским папой можно добиться и не такого:). Подростки пришли в неописуемое оживление, когда самолет стал снижаться – они увидели из окна свой дом:). А у нас и дома-то нету, и в Дании никто не ждет:). Мы тоже прилипли к иллюминаторам – интересно посмотреть на датское королевство хотя бы сверху. Как Влад метко заметил, «мелом расчерчен асфальт на квадратики». Роль квадратиков выполняли аккуратные домики с участками и разлинованные поля. Даже немногочисленные лесные массивы, и те имели правильную четырехугольную форму. Пролетаем над морем с рядами «ветряков» - датчане используют энергию ветра на полную катушку. Приземлились в копенгагенском аэропорту без опоздания. Время отстает от московского на три часа, получилось, что наш полет занял 15 минут:). Первым делом Макс потащил нас в сервис-центр SAS сдать заполненные анкеты и использованные посадочные талоны на получение бонусной карты. Потом мы очень быстро и без проблем прошли паспортный контроль. В справочной узнали, во сколько начинается регистрация рейса в Исландию. Тетушка сказала, что надо прийти за час до отлета, но можно смело появиться минут за тридцать, т.к. с багажом возиться нет нужды. Его перегрузят без вашего участия. От аэропорта до Копенгагена каждые 20 минут ходит поезд (назвать его электричкой язык не поворачивается). Ехать до центра города минут 15, выходить на третьей остановке. Билет туда/обратно стоит 135 крон (курс был 6,5 крон за 1 доллар), платить можно в любой твердой валюте. Мы немного замешкались перед выходом, т.к. не были уверены, наша ли станция. Какой-то датчанин на вполне приличном русском разрешил наши сомнения:). Так что следите за собственной речью, никогда не знаешь, кто из присутствующих понимает русский язык:).

Живописная рухлядь

Бэби-байк

Первое, что бросилось в глаза, (помимо изрядного количества мусора на улицах) – огромное количество велосипедов. Они запаркованы в несколько ярусов у каждой ж/д станции, и представляют собой (за некоторым исключением) живописную рухлядь. Очевидно, отдельные экземпляры передаются по наследству. На велодорожках также полный аншлаг, единственный минус по сравнению с Финляндией – в шлемах ездят немногие. Встречаются довольно занятные образцы велостроения для перевозки детей в сидячем и лежащем положении. Их делают в Христиании – коммуне, организованной хиппи в центре Копенгагена в 1971 году. Сейчас это маленький город в центре датской столицы с постоянным населением в 1000 человек, с собственной инфраструктурой – недорогими ресторанами, сувенирными лавками, мастерскими, кафе-шопами, где можно купить травы и пр. Основатели коммуны решили, что автомобилю не место на улицах Христиании, поэтому основным средством передвижения стал велосипед. Одно время банды хипарей на великах были бичом города, но властям удалось покончить с подобным произволом. На сайте http://www.christianiabikes.dk/ представлены самые ходовые модели, производимые в Христиании. Коммуна до сих пор позиционируется как «социальный эксперимент», но многие датчане недовольны тем, что: а) коммунары не платят налогов в городскую казну; б) не платят за аренду земли и зданий практически в центре столицы. Мне тоже не по душе подобный паразитизм. В Христианию можно сходить на экскурсию, но это мы сделаем как-нибудь в другой раз. Развлекательный парк Тиволи был более привлекателен, но мы решили оставить его на обратный путь, а в оставшиеся несколько часов погулять по городу.

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники:)

Обошли площадь с городской ратушей (открыта для посещения в определенные часы), сфотографировались с Г. Х. Андерсоном и местными бомжами, прогулялись по прилежащим улицам. Обойдя несколько жрален, мы поняли, что Карлсберг бывает не только светлый и в бутылках, но и темный разливной, причем нескольких сортов. Мы устроились в одном из многочисленных баров под открытым небом и приступили к дегустации. В забегаловке есть специальные мисочки с водой для собак – датчане часто приходят попить пивка со своими четвероногими друзьями. В качестве закуски взяли то, что и все: гамбургер с картошкой-фри и салатом. Порция большая, вполне хватит для насыщения. Темный Carlsberg special (35 крон за 0,5 л) и нефильтрованный Carlsberg (55 крон за 0,5 л) были чудо как хороши. За еду с пивом заплатили больше 10 евро, от чего пришли в ужас. Если здесь такие цены, что нас ждет в Исландии? Нарезав еще несколько кругов по центру города, вернулись в аэропорт. Зачем нас заставили прийти за час до посадки? Нужно пройти лишь один контроль, показав паспорт с посадочным талоном. Оставшееся время до рейса убивали, слоняясь по многочисленным магазинам дьюти-фри. Почитали пятую книгу о Гарри Поттере – оказывается, за месяц до официального выхода я стащила из сети оригинал:). Видели необычный плакат: «В Дании есть одна исчезающая нация. Это датчане». Повесить такое в сердце Европы? Молодцы, смелые ребята. Иммигрантов и вправду много, и мы уже обсуждали насущную проблему для всех развитых стран: нужно ли такое им количество бездельников, и как остановить их массовое нашествие. Как обычно, Влад был лоялен, Макс радикален, а я в данном случае не смогла прийти к однозначным выводам. Наконец, нас погрузили на борт самолета. Iceland Air рулит! Лучше авиакомпании в своей короткой полетной жизни я не видела. Никаких тебе стюардесс, размахивающих руками и путающихся в спасательном жилете – на вывалившихся невесть откуда экранах телевизоров показывают подробный фильм на двух языках. В течение полета по телеку крутят программы о красотах Исландии и правила вождения автомобиля в стране. Мы просмотрели все внимательнейшим образом: вдруг придется арендовать тачку (как в воду глядели). Ничего сверхестественного не требуют: ограничение скорости на острове 90 км/ч, езда с включенными фарами в любое время суток и использование ремней безопасности на всех сидениях обязательны; будьте осторожны на гравии, не давите овец и соблюдайте определенную последовательность при проезде мостов. Каждому пассажиру выдают наушники, пульт управления радиоканалами находится на ручке кресла. Принимает не меньше дюжины станций, причем программы самые разнообразные. Я прослушала кусок сказки на английском и протащилась от трансляции шотландской музыки. Даже в эконом-классе раздают подушки, клетчатые пледы и горячие булочки к обеду (или ужину? Разница во времени между Исландией и Москвой – минус 4 часа). Да и кормили неплохо: рис с овощами, грибами и курицей, пирожное, неограниченное число напитков. Мы долго дискутировали, можно ли взять с собой коробочки с маслом? Никто из нас его не любит, но на черный день сгодится. Правила ввоза продуктов достаточно строги – молочное и мясное, свежие фрукты и овощи подлежат конфискации с выплатой нехилого штрафа. Макс еще в Москве выяснил у официальных лиц, можно ли взять с собой шоколад и «спортивные концентраты» (под этим подразумевались супы:)). Оказалось, можно, но не более 2 кг на рыло. На всякий случай масло сдали обратно стюардессам. Летели 2 часа 40 мин., даже умудрились немного поспать. Как только самолет начал снижаться, все пришли в необычайное оживление - уж больно необычно выглядела Исландия сверху: зеленая равнина с вулканическими булыжниками разной величины перемежалась с покрытыми снегом горками. И никаких дорог:). Сколько мы не читали про Исландию, но все наши представления оказались куда бледнее действительности. Так было и с Таиландом. Большая часть Европы в этом плане более предсказуема. Наконец, приземлились. Идем по длинной трубе с прозрачными стенками к зданию аэропорта. Представляю, что чувствуют люди, высадившиеся на остров зимой. Вылезаешь из теплого самолета и видишь сквозь стекла трубы безжизненную равнину и снежную пургу:). Ну а сегодня светит солнце, правда ветер какой-то подозрительный. Скоро все прочувствуем на собственной шкуре. Никаких контролей проходить не надо. Единственная очередь была в обменный пункт. Мы разменяли 200 долларов по курсу 75,6 крон за 1 бакс, (Макс был прав, надо было побольше обменять, банков в пустыне нет) и потопали получать вещи. Служебная собака обнюхала наши тюки, которые не вызвали ни малейшего интереса у таможни и службы безопасности. Зато люди в форме как коршуны набросились на старичка, который вез новый телевизор. Мы не поняли, чем вызвано такое оживление. Объяснение нашлось позже: купившему телевизор положено уплатить специальный налог. Об этом мы прочитали в местной газете для иностранцев. Бюро информации работало, несмотря на поздний час. Там мы купили 5-х километровку Исландии за 1300 крон. Выволокли вещи на улицу – а тут совсем не жарко, ветер довольно противный. Собираем велосипеды и перепаковываем рюкзаки. Скорее всего, мы первые российские велотуристы на исландской земле, о чем я и сообщила ребятам. К счастью, моим друзьям не свойственна тяга к дешевой славе:). Подъехал парень на байке с велорюкзаком. Норвежец, хорошо говорит по-английски. Катался по стране две недели, рассказал нам кое-что: сегодняшнее солнце – исключение; более распространенная погода – ветер и затяжные дожди; комары есть только около озера Миватн; спать на халяву можно почти везде; ближайший кемпинг (по его мнению, бесплатный) в пяти километрах отсюда. Туда-то мы и направимся. Аэропорт Кефлавик стоит посредине поля рядом с памятником гигантской тыкве (хотя Влад считает, что это раскормленный сперматозоид). По соседству расположена база НАТО, а до одноименного города ехать на велосипеде минут 15-20. Несмотря на поздний час, солнце еще не село. Полярный день – это хорошо! Кефлавик тих и пустынен, в кемпинге тоже тихо. Стоит пара палаток, душ и туалет работают круглосуточно. Кому платить – не понятно. На крыльце хозблока навалена куча баллонов к кемпинг-газу. Нет бы взять парочку и потрясти! Мы тогда не сообразили, что все эти горы сокровищ выложены для вновь прибывших туристов. В следующий раз будем умнее:). Поставили палатку, и завалились спать в полдвенадцатого ночи по местному времени (полчетвертого утра по Москве).

Дистанция на байке – 13 км – 7 с копейками в Питере и 5 на исландской земле:).